Anno 1404 — игра, представляющая собой сочетание жанра RTS и «city-building» в средневековом сеттинге. Была разработана двумя легендарными немецкими студиями и выпущена в 2009 году. В 2010 году обзавелась аддоном «Venice», добавившем полноценный мультиплеер, а также новые игровые сценарии, действие которых разворачивается рядом с одноименном городом.
Любителям сюжета в оригинальной игре доступна к прохождению лишь одна кампания, состоящая из 8 миссий (названных, впрочем, главами). В каждой из миссий присутствуют свои персонажи (некоторые переходят из одной главы в другую), которые выдают вам задания. Чаще всего они просят предоставить им определенные ресурсы, построить конкретное здание или же (изредка) победить кого-то. На какую-то волнующую и захватывающую историю особо надеяться не стоит — сюжет довольно прост и банален; он скорее выступает в качестве подготовки к игре в других режимах. Да и серия Anno всегда славилась своим неповторимым геймплеем, а не кампаниями.
Игровой процесс можно охарактеризовать одним словосочетанием — «немецкая школа стратегий». Это значит, что в Anno 1404 большой акцент сделан на экономической и градостроительной составляющих, а военные действия являются лишь приятным дополнением к торговле и строительству.
Каждая новая игра, независимо от выбранного режима, начинается почти всегда одинаково — вам дают небольшой остров и говорят: «Заселите его!». Для начала придется прокладывать дороги, строить скромненькие домишки, рынки, часовенки и маленькие предприятия. Вроде ничего сложного, да? Только загвоздка в том, что одной деревней «мил не будешь», особенно если вы решили поиграть в кампанию. Необходимо развивать поселение, а для этого нужно, чтобы в него приехали граждане позажиточнее.
Но не поедут же титулованные горожане на какой-то остров в глушь. Нужно построить крупные предприятия, чтобы было возможно удовлетворить их потребности. И если крестьяне с горожанами еще более-менее не капризны, то вот патриции уже потребуют «хлеба и зрелищ», ну и еще долговую тюрьму (странное желание, конечно, но кто же их, богатых, поймет…). А вот про дворянам даже говорить страшно — они настолько избалованы, что потребуют шуб, вин, одежду из парчи и прочие атрибуты роскоши. Но самое интересное, что для каждого слоя населения нужны свои дома. Их можно перестроить из старых, проблем особых нет…Но вот наглые дворяне потребуют дома с вставленными стеклами. А кварца на начальном острове точно не будет… И на соседних тоже… Что делать?
Придется взять кораблик и отправить его в далекие южные моря, где на одном из многочисленных островов расположена колония Великого султана. Наладив с ним отношения (а точнее с его визирем), можно будет начать строительство южных поселений, где доступны добыча кварцевых кристаллов, выращивание фиников и производство специй, а также других благ для жителей ваших северных колоний. Только учтите, что южные поселения также требуют развития, а это еще одни хлопоты.
Вы еще не устали читать? Хотим вам заверить, что все это звучит сложно только при чтении. Если же вы начнете реальную игру и погрузитесь в нее, то вы даже не заметите, как с радостью проведете время. Хотя налаживание огромного количества производственных цепочек действительно может несколько утомить.
Если вам сильно наскучило заниматься исключительно развитием деревень до городов, то можно попробовать себя в роли воеводы. Для этого, правда, нужно много чего построить, но не будем об этом. Из войск доступны осадные орудия (катапульты и пушки), сухопутные войска, а также корабли. особняком стоят специальные солдаты — рыцари-разбойники и ассасины. Их можно нанимать у нейтральных персонажей.
Стоит заметить, что войска объединяются в отряды, и управлять воинами поодиночке нельзя. Но это не сильно влияет на тактические возможно игрока. И без того стратегий ведения боя хватает. Можно пытаться захватить территорию и заодно забрать себе все находящиеся на ней здания, можно пытаться сжечь город противника (предварительно избавившись от пожарных станций в нем), а можно начать блокаду поселения и уже после громить его. Выбор, как видите, есть. Но опять же заметим, что Anno 1404 — это экономическая стратегия, и войн здесь следует по возможности избегать. Есть и дела поважнее.
Например, очень важно возвести на своем острове монументальное сооружение — либо Императорский собор в западных землях, либо Султанскую мечеть в восточных. Для этого потребуется очень много ресурсов и денежных средств. И если материалы для строительства можно произвести самому или купить у соседа, то вот деньги придется зарабатывать. Можно либо установить жесткую налоговую ставку, либо же продавать излишки товаров союзным персонажам, чьи колонии расположились на соседних островах.
К слову, монументы, как и другие постройки в игре, выглядят просто потрясающе. Anno 1404 имеет очень приятную визуальную составляющую. Все здания детально проработаны, а природные ландшафты постоянно удивляют своей красотой. Любоваться красотами игры можно как и с высоты птичьего полета, так и вблизи. В последнем случае вы сможете увидеть, как работают ваши горожане, как на кораблях развеваются паруса и висят на мачтах веревки, как после пушечных выстрелов образуются облачка.
Музыкальный ряд стоит упомянуть отдельно. Все композиции не похожи друг на друга и их очень много! Если учесть дополнение «Венеция», то музыки в игре записано почти на 4 часа! Причем композиции стилистически «западные» органично сменяются «восточными».
В целом, Anno 1404 — это довольно типичная немецкая стратегия, которая уделяет очень много внимания мирным аспектам, но при этом старается не разочаровать и любителя немножко повоевать. Несмотря на размеренный и неспешный игровой процесс, игра увлекает не на шутку и привлекает своей визуальной составляющей, впечатляющей игроков даже в 2018 году.